Хакасы — потомки древнего населения Минусинской котловины. Сами себя они называли – тадар.
Киргизы выделялись своей воинственностью и лютым нравом. У многих народов Южной Сибири матери пугали детей: «Вот придет киргиз, поймает тебя и съест».
Поэтому русские, появившиеся здесь в XVII веке, встретили яростное сопротивление. В результате кровопролитных войн территория Хонгорая практически обезлюдела и в 1727 году по Буринскому договору с Китаем отошла к России. В дореволюционных русских документах она известна как «Кыргызская земля» в составе Енисейской губернии.
Революция 1917 года стала причиной нового акта трагедии хакасов. Порядки, которые несла Советская власть, вызвали резкое неприятие народа, у которого бедняком считался человек, имеющий 20 лошадей. Партизанские отряды хакасов продолжали борьбу в горных районах, по официальным данным, до 1923 года. Кстати, именно в борьбе с ними прошла юность известного советского писателя Аркадия Гайдара. А коллективизация вызвала новую вспышку вооруженного сопротивления, которое было жестоко подавлено.
И тем не менее, с точки зрения этно-политической истории нахождение в составе России в целом сыграло для хакасов положительную роль. В ХIХ-ХХ веках завершился процесс формирования хакасского народа. С 1920-х годов этноним «хакасы» утверждается в официальных документах.
До революции на территории Минусинского уезда существовали инородческие ведомства и управы. В 1923 году был образован Хакасский национальный уезд, преобразованный впоследствии в автономную область Красноярского края, а с 1991 года – в республику, самостоятельный субъект Российской Федерации.
Неуклонно росла и численность хакасского народа. Ныне Россию населяет около 80 тысяч хакасов (увеличение численности больше чем в 1,5 раза за ХХ век).
***
На протяжении веков христианство и ислам вели наступление на традиционную религию хакасов – шаманизм. Официально, на бумаге, они достигли больших успехов, однако в реальной жизни шаманы по-прежнему пользуются среди хакасов гораздо большим почтением, нежели священники и муллы.
Белая Волчица - главный шаман хакасов. Хакасский шаман Егор Кызласов в полном облачении (1930 год).
Вплоть до начала XX столетия хакасы совершали коллективные моления небу, у которого обычно просили хорошего урожая и сочной травы для скота. Обряд совершался на горной вершине. В жертву небу приносили до 15 ягнят. Все они были белыми, но обязательно с черной головой.
Когда в семье кто-то долго болел, следовало обращаться за помощью к березе. Моление березе представляло собой отголосок той далекой поры, когда люди считали своими предками деревья. Родственники больного выбирали в тайге молодую березку, привязывали к ее ветвям цветные ленточки, и с этого момента она считалась святыней, духом-охранителем этой семьи.
На протяжении многих столетий главным занятием хакасов было скотоводство. Согласно старинным преданиям, «хозяином скота» был могущественный дух — Изых-хан. Для того чтобы умилостивить его, Изых-хану подносили в дар лошадь. После особого моления с участием шамана выбранной лошади вплетали в гриву цветную ленту и отпускали на волю. Именовали ее теперь исключительно «изых». Ездить на нем имел право только глава семьи. Ежегодно весной и осенью он мыл молоком гриву и хвост изыху, менял ленты. Каждый хакасский род выбирал в качестве изыхов лошадей определенной масти.
Весной и осенью над Хакасией иногда пролетают фламинго, и мужчина, поймавший эту птицу, мог сватать любую девушку.
На птицу надевали красную щелковую рубаху, на шею повязывали красный шелковый платок и отправлялись с ней к любимой девушке. Родители должны были принять фламинго, а взамен отдать дочь. Калым в этом случае не полагался.
Невеста и сваха
С 1991 года в Хакасии стал отмечаться новый праздник – Ада-Хоорай, посвященный памяти предков. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины – на правое, женщины – на левое) и троекратно припадают лицом к земле, обратившись к восходу солнца.
Источник: sergeytsvetkov.livejournal.com
|
|