Мой сайт
Понедельник, 30.09.2024, 03:40
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2014 » Июль » 27 » Стихи для ребенка которого нет год. Максимил
    03:42

    Стихи для ребенка которого нет год. Максимил





    стихи для ребенка которого нет год

    Май 27th, 2011 АВТОР: Виктория Шохина

    28 (16) мая 1877 года родился поэт, которого высоко ставили и белые, и красные

    В советские времена одним из обязательных для советского интеллигента развлечений был Волошин-лэнд. Оказавшись, например, в Коктебеле, надо было непременно подняться к могиле Макса, помянуть его, а потом рассказывать с придыханием, как все было. В ту же программу входили апокрифы, анекдоты, истории про Волошина. Как правило, красочные и занимательные.

    Клубок историй

    Вот он приходит к юной Цветаевой: «Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра безмерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос» (про «вкрадчивость» пишут многие мемуаристы). Кажется, вначале 32-летний поэт все-таки хотел настроить 17-летнюю Марину Ивановну на эротическую волну – иначе не начал бы просвещение ее с романа Анри де Ренье (о маркизе, периодически превращающемся в фавна) и с мемуаров Казановы. Увидав, что попал не в такт, не особенно смутился и легко переключился на Гюго и Жорж Санд. Отметим как судьбоносную подробность, что знакомство Цветаевой с Сергеем Эфроном произошло именно в коктебельском доме Волошина в 1911 году.

    По литературной насыщенности дорогого стоит и такой эпизод. Гумилев оскорбил достоинство Лили Дмитриевой, знаменитой Черубины де Габриак, рассказав в довольно развязной форме, что имел с ней роман. И вот представьте себе: мастерская художника-декоратора Александра Головина в Мариинке. Внизу Шаляпин поет «Заклинание цветов» из «Фауста». На последних словах арии Волошин подходит к Гумилеву и влепляет ему увесистую пощечину. «Достоевский прав. Звук пощечины действительно мокрый», – невозмутимо комментирует Иннокентий Анненский. Блок отстраненно молчит. «Вы поняли?» – спрашивает Волошин. «Да», – отвечает Гумилев.

    А 22 ноября 1909 года происходит настоящая, но притом более чем литературная дуэль. Во-первых, не где-нибудь, а у Черной речки (вероятно, каждая сторона отводила другой роль Дантеса). Во-вторых, секунданты – Алексей Толстой и художник Александр Шервашидзе со стороны Волошина, Михаил Кузмин и секретарь «Аполлона» Зноско-Боровский, со стороны Гумилева. Благодаря счастливому стечению обстоятельств дуэлянты остаются целыми и невредимыми.

    После этого они встречались всего лишь раз – в Крыму, за несколько месяцев до гибели Гумилева. (Стоит отметить, что Волошин рассказывал Николаю Чуковскому о том, как летом 1916 они с Гумилевым ловили скорпионов и заставляли их пожирать друг друга…)

    Любопытна и знаменитая «репинская история». Волошин как художественный критик вступился за Абрама Балашова, который исполосовал (в январе 1913 года) картину Репина «Иоанн Грозный и его сын». Он настаивал: «не Балашов виноват перед Репиным, а Репин перед Балашовым», потому что в самой картине таятся «саморазрушительные силы». Подобным «произведениям натуралистического искусства, изображающим ужасное, – место в Паноптикуме», – говорил Волошин. Какая-то правда в его речах, была.

    Подчиняясь духу времени (тогда все шли в юристы: Леонид Андреев, Блок, Пастернак… и т.д.), Волошин выбрал себе правовую стезю. Но, окончив два курса юридического факультета Московского университета, без сожаления сошел с нее. Он испытал едва ли не все возможные коллективистские соблазны, представавшие в той или иной форме, – иногда экзотической, иногда эзотерической. Увлекался поочередно: социализмом, буддизмом, католицизмом, масонством, оккультизмом… Вступил — вместе с Андреем Белым — в ряды истовых штайнерианцев. Летом 1914 года они строили по проекту Штайнера в Дорнахе (Швейцария) антропософский храм Гетеанум. Можно назвать это родом безумья, а можно – «блужданиями духа», которые на переломе века мучили многих.

    Началась Мировая война, Россия и Германия стали врагами. Волошин послал военному министру отказ от воинской службы: он был настроен пацифистски и – отчасти в результате общения со Штайнером – прогермански. «Он совсем разил меня тогда своим «германофильством», – вспоминал Сергей Маковский. – Дела наши на фронте в то время были из рук вон плохи. «Ну что же? – вкрадчиво улыбаясь, утешал Макс, – Все к лучшему. Европе предстоит Pаx Germаnicа»».

    Потом он будет говорить с гордостью:

    Я и германского дуба не предал,
    Кельтской омеле не изменил.
    Я прозревал не разрыв, а слиянье
    В этой звериной грызне государств.

    Умная Цветаева определяла своего любимого старшего друга так: «Француз культурой, русский душой и словом, германец духом и кровью». В его жилах действительно текла немецкая кровь по материнской линии; по отцу же – коллежскому советнику и судебному деятелю Кириенко-Волошину – происходил Максимилиан Александрович от казаков Запорожской Сечи…

    Молясь за палачей

    До 1917 года Волошин писал нормальные, среднесимволистские стихи. «Не столько признания души, сколько создание искусства», – говорил Брюсов (ему-то проблемы с душой были хорошо известны). Стихи Волошина «декоративны и академичны, блестящи и холодны» (Дмитрий Святополк-Мирский). «Недоставало его стихам той силы внушения, которая не достигается никакими внешними приемами. От их изысканной нарядности веяло холодом» (Сергей Маковский).

    Если бы не революция 1917 года и не Гражданская война, оставаться бы Волошину в почетном ряду «малых поэтов» Серебряного века и в качестве колоритной литературной фигуры – источника анекдотов. Революция, которую он воспринимал (и не без оснований) как мировую мистерию, смела какие-то заслоны в его душе, психике, интеллекте. Его понес поток связной, хотя порой и избыточной речи. От книжной – «головной» – поэзии остались, кажется, только могучие ассоциативные поля. И вот в этом потоке начали образовываться тверди великолепных стихов!

    Кажется, все измерения мистического опыта, которым он тренировал душу, вдруг сразу – по-настоящему, до последнего предела – обострили его дар. Чутким стало его восприятие, горестно точным – его слово.

    С Россией кончено… На последях
    Ее мы прогалдели, проболтали,
    Пролузгали, пропили, проплевали,
    Замызгали на грязных площадях,
    Распродали на улицах…

    («Мир», 1917)

    Он забыл и о «германском дубе» и о «кельтской омеле», и о священных камнях Европы.

    Всем нам стоять на последней черте,
    Всем нам валяться на вшивой подстилке,
    Всем быть распластанным – с пулей в затылке
    И со штыком в животе.

    («Терминология», 1921)

    Главное для него теперь: особая – мессианская – роль христианской России. Ее судьба, ее страдания, ее пример. Он вдруг – проясненным зрением – видит сразу всю суть русской истории, которая – вневременна и внеисторична, ибо стоит (топчется?) на месте:

    Что менялось? Знаки и возглавья.
    Тот же ураган на всех путях:
    В комиссарах – дурь самодержавья,
    Взрывы революции в царях.
    Вздеть на виску, выбить из подклетья
    И швырнуть вперед через столетья
    Вопреки законам естества –
    Тот же хмель и та же трын-трава.

    («Северовосток», 1920)

    Самые популярные строки Волошина – апофеоз примиренчества. В 1990-е их особенно любили цитировать литераторы «демократической» ориентации, как бы открещиваясь таким образом от внешне неприятного, но внутренне им близкого большевизма:

    А я стою один меж них
    В ревущем пламени и дыме
    И всеми силами своими
    Молюсь за тех и за других.

    («Гражданская война», 1919)

    Николай Чуковский (не без сарказма) замечал: «…прислушиваясь к его рассказам, – а он был говорлив, – можно было заметить, что красные ему все-таки были куда милее белых». Скорее всего, это так и есть, иначе поэт бы здесь не остался. Но здесь он спасал людей – и красных, и белых, и от красных, и от белых.

    Так или иначе, стихи Волошина о революции, особенно цикл «Личины», в самый разгар Гражданской войны получили восторженные отзывы из двух противоположных станов. «Вот эти добровольческие «Осваги» – их надо бы все позакрывать. А вместо них издать книжку ваших стихов – вот наша сила!» – воскликнул Владимир Пуришкевич, услышав выступление поэта на военном транспорте «Мечта» в Керчинском порту. В то же самое время в Москве Лев Троцкий писал: «Вот самые лучшие, несмотря на контрреволюционную форму, стихи о русской Революции». Волошин гордился тем, что сумел «найти такие слова, которые одинаково затрагивали и белых, и красных, и именно в определении сущности русской революции».

    И еще о молитве. «Молятся обычно за того, кому грозит расстрел, – рассуждает Волошин в «Записях 1932 года». – И это неверно: молиться надо за того, от кого зависит расстрел и от кого исходит приказ о казни. Потому что /…/ в наибольшей опасности (моральной) находится именно палач, а совсем не жертва. Поэтому всегда надо молиться за палачей, и в результатах молитвы можно не сомневаться». Это трудно принять. Еще труднее выполнить. Но у Волошина, наверное, получалось, хотя он всякое видал.

    Странен и жуток неспешный говор свободного стиха в «Повести временных лет» (1922):

    В.Ч.К. Палач-джентльмен. Очень вежливый.
    Родом латыш. Слегка заикается.
    Все делает собственноручно, без помощников…
    ***
    На площадке, где расстреливают, висит объявление
    От здравотдела: «Не целуйте детей:
    Поцелуи – первоисточник заразы».
    ***
    Иногда напивался и говорил сестре милосердия:
    — «Ох, лезут, лезут, сестрица, лезут из-под земли».

    Впечатляющие такие зарисовки, швыряющие прямо в паноптикум – в тот самый, куда хотел Волошин поместить картины Репина. Тогда ему еще была неведома тайна истории, которой «потребен сгусток воль. Партийность и программы – безразличны».

    Гениален в своей простоте, очевидности в то же время почему-то – в полной неожиданности трактат «Государство» (1922). Звучит то, что хорошо известно, а заводит как нечто неожиданное:

    Политика есть дело грязное –
    Ей надо
    Людей практических,
    Не брезгующих кровью,
    Торговлей трупами
    И скупкой нечистот…
    Но избиратели доселе верят
    В возможность из трех сотен негодяев
    Построить честное
    Правительство стране.

    Произносятся стихи эти тихим, располагающим к себе, вкрадчивым голосом, подчеркивающим и сам их сатанинский смысл, и сатанинскую насмешку над смыслом как таковым.

    Волошин действительно был чужд всякой идеологии (кроме идеологии мессианства, впрочем), всякой партийности (кроме своей). В его лучших стихах, согласно кредо – «сухость, ясность, нажим, начеку каждое слово». А также мистическое и звериное чутье. И – высокое искусство назвать вещь – увиденную, почуянную – своим точнейшим именем.

    В России нет сыновнего преемства
    И нет ответственности за отцов.
    Мы нерадивы, мы нечистоплотны,
    Невежественны и ущемлены.
    На дне души мы презираем Запад,
    Но мы оттуда в поисках богов
    Выкрадываем Гегелей и Марксов,
    Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,
    Курить в их честь стираксою и серой
    И головы рубить родным богам,
    А год спустя — заморского болвана
    Тащить к реке привязанным к хвосту
    , –
    клеймит поэт.

    Но тут же утешает:
    Зато в нас есть бродило духа – совесть –
    И наш великий покаянный дар,
    Оплавивший Толстых и Достоевских
    И Иоанна Грозного. В нас нет
    Достоинства простого гражданина,
    Но каждый, кто перекипел в котле
    Российской государственности, – рядом
    С любым из европейцев – человек.

    («Россия», 1924)

    Так из одаренного, но не выдающегося «малого поэта» Серебряного века получился великий русский поэт. Так история, страшней и безумней которой нет в мире (по слову Волошина), выковала гениальные стихи. Такова была (и остается) цена поэзии. Возможно, слишком дорогая.


    1. on 28 Май 2011 at 7:56 пп Ирина Глотова

      Благодарю за прекрасный и совершенно правдивый текст.совершенно точно подмечены психологические особенности,свойственные нашему роду.
      Глотова Ирина Александровна,внучатая племянница М.Волошина.

    2. on 30 Май 2012 at 2:15 пп Никитин Павел

      Очень яркая и насыщенная статья о глубоком, масштабном поэте! Что подтверждается и отзывом родственницы Максимиллиана Волошина. От Души вам Благодарен!



    Источник: www.peremeny.ru
    Просмотров: 328 | Добавил: takint | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz