Kак запоминать
Подсказки и секреты
- У меня плохая память, поэтому учить наизусть для меня хуже наказания!
Бывает ли плохая память?
О да, есть пожилые люди, которые дорогу домой забывают.
Может ли у молодого здорового человека быть настолько плохая память,
чтобы какое-нибудь стихотворение из двадцати строчек не запомнить?
Не бывает такого.
Проверим?
"По небу арбуз летит и народу говорит - я горчица, я лимон, я закрылся на ремонт"
Попробуйте позабыть :)
Сколько еще таких дурацких стишков засело в голове чуть ли не со времен детского сада! У тех кто жалуется на плохую память, тоже.
- Так то дурацкие, они сами застревают, а школьные - скучные, их замучишься запоминать.
- Вот тут-то и собака зарыта: жаль время тратить на "скучное", лучше сразу сослаться на "плохую память" и заняться чем-нибудь увлекательным. Причем иногда нежелание тратить силы на скучное проходит как бы помимо сознания, а на словах человек готов:
"с понедельника начать,
на четыре и на пять"
Что с этим делать?
Выход единственный - научиться все нужное усваивать побыстрее, чтоб организм не успел начать сопротивляться.
Как побыстрее?
Тоже очевидно - сделать так, чтоб задания были похожи на дурацкие, тогда, как мы знаем, они сами в памяти застрянут.
Как же это сделать?
Есть способы.
Мнемотехника называется.
Как и что, старшие школьники могут посмотреть в рассылке "Мнемотехника на примере эсперанто"(на главной странице),
для младших постепенно тут выложим, "на пальцах".
Стихи.
Строчка за строчкой.
Одну выучили, к ней вторую прибавили, третью-четвертую, после пятой первая забывается; все смешалось, "не могу я этого запомнить".
Сейчас вместе попробуем.
Простой пример из школьной программы:
С горы бежит поток проворный.
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум проворный
Все вторит весело громам.
(Ф. Тютчев)
Бразды пушистые взрывая
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
(А. Пушкин)
Заводь спит, Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится, печальная,
Как последний вздох души.
(К. Бальмонт)
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
(А. Плещеев)
Что б не мучиться, делаем следующее:
представляем все-все действия, которые в стихах происходят, в виде картинок.
Каракули рисовать умеете, чертиков на полях?
Вот это и пригодится.
Начинаем:
1.
С горы - рисуем гору, как в географии.
Представляем все буквально,
бежит поток - рисуем поток, как человечка с ножками, водяным рукавом размахивает.
Проворный - шустрый, быстрый - как запомнить, какое именно слово?
Выбираем созвучие, его изображаем на картинке - Проворный -> проворачивать -->поворачивать - "поток" вертит водной полосой.
Бежит он - в Лес. А в лесу Гам - (птицы гомонят).
Поток в Гама со всего разбега врезается. Нарисуем как он, птицеподобный, не молкнет.
Дальше - Гам лесной и Шум проворный - этот тоже вращается и шерудит - для созвучия - нарисуем его шершавым.
Все трое стоят напротив Громов - сделаем их вроде громил - и вторят - передразнивают, им весело, пока :).
Нескоро сказка сказывается -
a проделать зарисовки можно куда быстрее, чем об этом рассказать.
Особенно если натренироваться - нужные ассоциации подбираются моментально.
2.
Бразды пушистые взрывая - (сани полозьями борозду прорывают-взрывают, взметая снег),
что б запомнилось нужными словами,
нарисуем что-то такое пушистое-бородатое, одного за другим их буквально взрывает кибитка, представим как она летит.
Ямщик сидит на облучке - нарисуем его сидящим на более привычном, созвучном обруче, обруч пусть будет в тулупе,- так скорей запомнится,
кушаком ямщик привязан.
3.
Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится печальная,
Как последний вздох души.
4.
Последний куплет попробуйте нарисовать самостоятельно.
- Кощунство получaeтся?
- А вы бабушкам не показывайте, и черновики в класс не приносите - наедине с собой ничего страшного :).
Повторяя, сначала подглядывайте в бумажку, а потом получится и без нее.
Как только удалось повторить стих с начала до конца без подглядывания - больше не повторяйте,
ученые доказали, что так вы помешаете механизму памяти его "переварить",
вернитесь к нему не ранее, чем через пол-дня.
Самое лучшее - учить наизусть перед сном, а закреплять утром, ночью ничто не мешает информации откладываться в долговременную память.
Попробуйте и напишите о том, что получилось - не получилось в "Общую тетрадь"
Продолжение следует.
Как вызубрить параграф.
Когда отвечать с места.
Теорема без проблем.
Слова, как их учить.
Изложение без мучения.